Ведение и восстановление бухгалтерского учета.

Днепропетровск, тел. (056) 734-27-79;

Главная

Услуги

Цены

О нас

п»ї

Навигация

Информация

Поиск

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов

Рассылка

Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте свежие уроки, статьи и новости, прямо в свой почтовый ящик!

Имя на русском:

Email адрес:

Статистика

Сейчас на сайте: 1

КОНТАКТЫ

Днепропетровск, тел. (056) 734-27-79; (050) 614-14-78


Email: finan05@bigmir.net

Изменения в НКУ.

Дата добавления: 2011-08-10

Автор: news

Ни для кого не секрет, что нормы НКУ как базового нормативного документа налогового законодательства требуют уточнений, а кое-где и полной замены алгоритмов налогообложения. И вот, наконец, вышел Закон от 7 июля 2011 года №3609-VI1. Документ очень объемный, изменений чрезвычайно много, поэтому остановимся на основных. Закон вступил в силу 06.08.2011 г. Но есть ряд изменений, которые вступают в силу по-разному: некоторые — 1 августа текущего года, некоторые — «задним числом», т. е. 1 апреля. Есть ряд изменений, касающихся эконалога2 и вступающих в силу 1 октября. Не заставят себя ждать и новые нормы НКУ, вступающие в силу 1 января 2012 года.

Общие изменения

Комментируемым Законом внесены изменения в некоторые понятия и определения, приведенные в ст. 14 НКУ, внесены технические правки и исправлен ряд стилистических огрехов. Кроме того, несколько расширены также права органов ГНС при проведении проверок (пп. 20.1.2 НКУ), изменены некоторые нормы НКУ по администрированию налогов.

К налоговым периодам, определенным п. 34.1 НКУ, добавлено календарное полугодие. Приятной новостью для тех, кто подает отчетность по электронке, является то, что и переписываться они могут с налоговиками «средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи» (см. п. 42.4 НКУ). Получается, что можно будет таким способом отправлять в налоговый орган расшифровки, объяснения, справки в произвольной форме, которые являются составляющей налоговой отчетности (например, расшифровки некоторых строк в приложениях к декларации по прибыли).

Из-за существующего особого статуса налоговых консультаций вопрос их получения в 2011 году стоял очень остро. Теперь контролирующие органы будут предоставлять обобщающие налоговые консультации, которые будут утверждаться приказами (п. 52.6 НКУ). В соответствии с п. 52.3 НКУ по выбору налогоплательщика консультация предоставлялась в устной или письменной форме. На основании обновленного п. 52.3 НКУ плательщик может по своему выбору получать налоговые консультации не только в устной или письменной форме, но и с 01.01.2012 г. средствами электронной связи. Благодаря комментируемому Закону №3609 по требованию налогоплательщика, получившего консультацию в электронной форме, орган государственной налоговой службы «предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в письменной или электронной форме) налогоплательщика» (см. абз. 2 п. 42.4 НКУ).

Налог на прибыль

Наконец разрешена ситуация с переходными авансами и себестоимостью реализованных после 01.04.2011 г. товаров, работ, услуг. Так, п. 1 подраздела 4 раздела ХХ дополнен новой нормой: в случае отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с апреля 2011 г. в счет авансов, полученных ранее, расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и осуществленные после 01.04.2011 г., при условии что они не были включены в состав валовых расходов, признаются расходами на дату отгрузки таких товаров (выполнения работ, оказания услуг). Теперь будут корректироваться расходы/доходы и в случае возврата авансов, выданных/полученных до даты введения в действие раздела III НКУ.

Уже неоднократно обращали внимание на нелогичность некорректно выписанной нормы пп. 153.1.2 НКУ. Так, данная норма требовала признания расходов по неоплаченным товарам по курсу на дату реализации такого товара. Следовательно, до момента реализации СХД даже не мог определить свои расходы и спланировать будущую деятельность и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. Благодаря внесенным изменениям пп. 153.1.2 НКУ стал вполне логичным: себестоимость неоплаченного товара, работ, услуг в иностранной валюте определяется по курсу на дату приобретения.

Довольно значимо изменение, уточняющее состав расходов, которые включаются в себестоимость. Так, п. 138.8 дополнен подпунктом 138.8.5, устанавливающим перечень общепроизводственных расходов, которые, в свою очередь, включаются в состав себестоимости. Так, на себестоимость такие расходы относятся в соответствии с П(С)БУ, а подробный их перечень расписан в пп. 138.8.5 НКУ.

НДС

Довольно проблемной все это время была норма п. 201.10 НКУ, которая обязывала регистрировать НН днем выписки. Внесенными изменениями на процесс регистрации НН и/или расчетов корректировки к НН в Едином реестре налоговых накладных отводится до 20 к. д., следующих за датой их выписки. Продавцы подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, обязаны в НН указывать код товара в соответствии с УКТ ВЭД.

Претерпел изменения и п. 198.5 НКУ, прописывавший порядок налогообложения условной продажи товаров, услуг, ОС, по которым был отражен НК по НДС, в случае когда их функциональное назначение изменилось, и они стали использоваться в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения. Теперь база обложения НДС определяется по правилам п. 189.1 НКУ. Довольно положительным фактом является то, что из обновленного п. 198.5 исключена обязанность базировать условную продажу ОС на цене «не ниже цены их приобретения (изготовления, строительства, сооружения)». Базой для обложения НДС для ОС будет балансовая стоимость на дату операции. А вот для товаров (услуг) остается ограничение — не ниже цены приобретения.

Обратите внимание: условная продажа ОС в результате их самостоятельной ликвидации налогоплательщиком раньше должна была осуществляться «по обычным ценам, действующим на момент такой поставки». Сейчас же будет действовать привязка к обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

Закон №3609 вносит ясность в момент определения даты возникновения права налогоплательщика на отнесение сумм НДС к НК: «для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины — дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам, которые были включены получателем таких услуг в налоговую декларацию предыдущего периода».

Ни для кого не секрет, что с вводом в действие НКУ с 01.01.2011 г. получить свидетельство плательщика НДС вновь созданным предприятиям почти невозможно. Обратите внимание, комментируемый Закон №3609 вносит в данное правило некоторое послабление: «Лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300000 гривень и которое не является налогоплательщиком в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 настоящего Кодекса, может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров/услуг другим налогоплательщикам». Такая норма является реально положительной и позволит многим предприятиям, созданным с уставным капиталом «выше минимального минимума», спокойно получить свидетельство плательщика НДС.

НДФЛ и прочее

Не очень приятно изменение относительно обязанности уплаты НДФЛ с дохода, начисленного, но не выплаченного, в течение следующих 30 дней после окончания отчетного периода (п. 168.1 НКУ).

Предприятия, работающие с физлицами-предпринимателями, могут вздохнуть с облегчением. Осложняла сотрудничество с такими контрагентами необходимость получения выписки или извлечения из ЕГР о госрегистрации. Теперь же обновленный п. 177.8 НКУ разрешает не удерживать НДФЛ при наличии копии документа, подтверждающего госрегистрацию такого физлица. Конечно, такое изменение позволит сэкономить время на беготне в статуправление и денежные средства на получение платных справок.

Штрафные санкции (финансовые санкции, штрафы), пеня, админвзыскания в виде штрафа за неправильное определение в налоговой декларации по НДФЛ общей суммы доходов, которые были начислены (выплачены, предоставлены) в пользу налогоплательщиков, общей суммы НДФЛ, удержанной из этих доходов, объемов перечисленного налога в бюджет, а также за несвоевременное представление такой налоговой декларации не применяются.

Несомненно, приятной новостью является тот факт, что введение расчета налоговых разниц перенесено еще на один год, — на 01.01.2013 года (см. абз. 2 п. 1 подраздела 4 раздела ХХ НКУ).

Кстати, обновленная редакция п. 123.1 НКУ не предусматривает применения органом ГНС штрафа в размере 75%. Кроме того, как мы помним, раньше ставки штрафных санкций базировались на сумме «начисленного налогового обязательства». Этот пункт ставку 50% обязывает применять к сумме начисленного налогового обязательства, а ставку 25% — к сумме определенного налогового обязательства, но кем именно определенного (налоговиками или налогоплательщиком) — непонятно! Что имели в виду законодатели, внося в данную норму изменения? Вопрос остается без ответа.

Очень важным является следующее дополнение пунктом 11 подраздела 10 раздела XX: «Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) по итогам проверок, осуществляемых контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких штрафных (финансовых) санкций (с учетом норм пункта 7 настоящего подраздела)».

Фактически получается, что несмотря на дату выявления правонарушения (дату составления акта), размер штрафных санкций будет определяться уже датой вынесения/принятия налогового уведомления-решения. Ввиду того, что уровень штрафных санкций имеет тенденцию к увеличению, возникнет ситуация, когда за нарушение, совершенное в прошлых отчетных периодах, налоговики будут штрафовать уже по новым ставкам. Напомним: подпункт 7 подраздела 10 раздела ХХ вводит на переходный период ознакомления с НКУ штраф в 1 грн: «Штрафные санкции за нарушения налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не больше 1 гривни за каждое нарушение». Однако кажется, смысла в такой норме нет никакого: за любое правонарушение, произошедшее за период 01.01.2011 г. — 30.06.2011 г., а выявленное и зафиксированное в акте проверки после 01.07.2011 г., будут штрафовать не одной гривней, а по общим правилам. По существу, изменения полностью нивелировали попытку законодателя дать бухгалтерам и предприятиям адаптационный период для изучения норм Кодекса: сначала был определен переходный период, сейчас же за правонарушения данного периода предлагают штрафовать по общему правилу.

Последие статьи

Новости на сайте

Сайты партнеров